2006

Снежная королева (неоконченная серия)

Еще в 2002 году в тексте «Конец Снежной Королевы», ВММ, расшифровывая образ Снегурочки в собственном творчестве, обозначил несколько важных позиций в трактовке этого образа. Во-первых, Снегурочка — трансвестит, ее чары работают только до прихода первых солнечных лучей, ее неизбежно ждет конец... Это позволяет предположить, что художника отчетливо интересовали гендерные проблемы — точнее, «плавающая природа» гендера. Во-вторых, он различает два типа Снегурочки — западный и восточный. Восточная Снегурочка — россиянка, «жертва кармической несовместимости с грубой реальностью», как ни странно, ведущая свое начало (в трактовке ВММ) от женственной и жертвенной Мэрилин Монро, а западная — «могущественный тиран, присвоивший громкий титул Снежной Королевы», оказавший сильное влияние на советскую кинодиву Любовь Орлову.

«Исследуя мифологию, обнаруживаешь, что Снегурочка — это трансвестит (звезда наших клубов), не обладающий огнем истинно женской страстной натуры, сохраняющий лишь внешнее подобие чарующего образа. Чары Снегурочки, как и чары трансвестита, работают лишь до прихода первых лучей солнца и не выдерживают проверки нормальными половозрелыми самцами на их способность исполнять детородные функции...
Воплощенные мною трансмутации этого образа наиболее адекватно выражают суть проблемы и наглядно иллюстрируют неизбежный Конец сказочной героини...
Западная Снегурочка — это могущественный тиран, присвоивший громкий титул Снежная Королева. Восточная же Снегурочка — россиянка — напротив — жертва кармических несовместимостей с реальной и грубой средой. Именно такой жертвой предстала в ХХ веке кинодива Мэрилин Монро с ярко выраженной рязанской физиономией и харизмой сибирячки, чудом занесенная на враждебную голливудскую почву. Мой давнишний проект “Несчастная любовь” (1993) посвящен моим перевоплощениям именно в Мэрилин Монро, приведшим к трагическому финалу.
Следующий проект “Счастливая любовь” (2000) демонстрирует мою трансформацию в кардинально противоположный тип Снегурочки — западный, т. е. Снежной Королевы сталинской эпохи Любови Орловой. Осознанно и досконально копируя голливудский стиль кинематографической подачи и выстраивания самого образа кинозвезды, Л. Орлова буквально царствовала в советском истеблишменте, свободно колесила по всему миру и обладала колоссальным влиянием в правительстве. Ее любовь к себе и к режиму была воистину счастливой, это был безусловный триумф советской снегурочки, использовавшей в своем арсенале орудия враждебной буржуазной культуры»
(Архив М. Каталог выставки в Московском музее современного искусства. М., 2015. С. 91).

Проект «Снежная королева» (2006) так и остался неоконченным, однако, можно предположить что все составляющие раннего текста были бы в нем использованы. Главная героиня серии, безусловно, относится к западному типу Снегурочки/Снежной Королевы и онтологически связана с отчетливо «буржуазным» светским обликом Любови Орловой — «Воли Стальной», по меткому определению автора. В трактовке образа отчетливо просматривается «могущественный тиран», злая и коварная сила, кокетливо гримасничающая в холодной комнате. Снежная королева ВММ — не мужчина и не женщина, сказочное нечто, напоминающее в ряде случаев сильно загримированную Любовь Орлову, в ряде случаев Кащея Бессмертного в исполнении Георгия Милляра. Снежный костюм продуман настолько тонко и точно, что не остается сомнений в его конечности, невозможности существования под лучами восходящего солнца...