Полоний
Сложный, первоначально задуманный как театральный — проект, состоявшийся в 2012 году и имевший продолжение в одноименной выставке в ММОМА. Эти два проекта следует разделять.
«Полоний» в Политеатре (режиссер Слава Випзон) — не столько классический спектакль, сколько театральный перформанс, в котором художник исполняет несколько ролей, в частности, не только Полония, но и призрака отца Гамлета. В спектакле заложена возможность свободно импровизировать, что для художника было крайне важно. В одном из последних интервью он так пояснял свое прочтение пьесы:
«Это имеет отношение, скорее, не к театру, а к нашей реальной жизни. Этот спектакль — построение альтернативной реальности, которая нас больше бы устроила, нежели та, которая нас окружает сейчас, — с ее политизированностью, с этой тупой безысходностью… Сейчас ведь очень похожие на “совок” времена, и мне кажется, бесполезно вникать во все это — лучше строить свою сказочную реальность. Хочется показывать королей и королев такими, какие они должны быть, а не заштампованными и банальными, какими их сделала театральщина. Мы ближе, скорее, к древним формам искусства, когда еще не знали такого колоссального лицемерия» (Архив М. Каталог выставки в Московском музее современного искусства. М., 2015. С. 289).
В экспликации в спектаклю режиссер Слава Випзон так объясняет природу названия спектакля и почему основного персонажа играет именно Мамышев-Монро:
«Р.S. Почему “Полоний”?
Печальные “Игры с ядами”, которыми заканчивается наша пьеса, внезапно обнаруживают необъяснимое совпадение названия суперсовременного яда с именем одного из героев пьесы. Долгий анализ различных постановок обнажил странную недооценку персонажа “Полоний”, что явно не соответствует замыслу Шекспира. Вдобавок к этому, наше прочтение образа Гамлета как Неактера вынудило нас передать ключевые монологи самому (в нашем прочтении) Актеру Полонию. Немаловажно напомнить, что роль Полония доверена нами Владику Мамышеву-Монро. В спектакле он автоматически предстанет самым ярким персонажем».
Выставочный проект — производная от спектакля фотосерия; в ее основе (как и обычно для ВММ) рекламная съемка к спектаклю для журнала «Афиша», которую, как и всегда, ему удалость превратить в самостоятельный проект, где художник предстает в образах всех героев спектакля от Гамлета и призрака его отца до Офелии и Королевы-матери.