2007

Россия, которую мы потеряли

Видеоработа «Россия, которую мы потеряли» является частью одноименной выставки, показанной в 2007 году в XL Галерее. Художнику хотелось в остро сатирической форме посмеяться над стереотипом, условно называемым «синдромом 1913 года», закрепившимся в головах соотечественников благодаря СМИ. Как известно, последние, рассуждая о судьбах страны, постоянно ссылаются на высокие показатели уровня жизни в России 1913 года. Первоначально для этого проекта художник создал серию коллажей, которые намеревался показать в пространстве галереи. Это были изображения представителей аристократического класса, указания на принадлежность к которому, а также пол персонажей, были смешаны и перепутаны местами. Несомненно, это был сюжет, начатый им в проекте «Сказки о потерянном времени» (2001, журнал «Артхроника»), доведенный, посредством смелого коллажирования, до абсурда.

2007 — год, когда Мамышев-Монро принял решение большую часть времени проводить за пределами страны.
«…нет, я не считаю себя каким-то борцом… Но не случайно моя последняя выставка в галерее XL называлась “Россия, которую мы потеряли”. Это было стебалово над всеми этими новоиспеченными дворянскими собраниями, над альбомами, которые выпускает историк моды Александр Васильев, над Никитой Михалковым с его “Сибирским цирюльником”. С одной стороны, это было стебалово над этой высосанной из пальца ностальгией, но, по большому счету, я в 2007 году понял, что мы потеряли Россию, ее нет. Все, что происходит, возможно, останется как смена эпох, не исключаю, но в целом это жесточайшее разочарование».

Постепенно проект претерпел некоторые изменения. Художник решил коллажи не показывать. Новый вариант выставки представлял собой инсталлированные в арках из светящихся гирлянд «следы уходящей эпохи»: это были стилизованные аксессуары, парики и проч. Акцент сместился на видео, где дореволюционные персонажи, в которых мастерски перевоплощался автор, жестикулировали и кривлялись под песни Вертинского, воспроизводившиеся то в замедленном, то в ускоренном темпе. Получилась блестящая галерея персонажей дореволюционной России от студентов и курсисток до купцов и священников. Идея наложить песни Вертинского на видеоряд принадлежит художнику, скорость была искажена и для придания археологического «духа времени» и из опасения, что преемники авторских прав не позволят использовать наследие Вертинского. Интересно, что видео снималось в момент, когда о песнях Вертинского никто даже не помышлял, однако при монтаже обнаружилось, что видеоряд феноменально точно соотносится со звуком, практически ничего не пришлось резать и каждая гримаса и жест как будто специально ложились под измененный темп голоса Вертинского.