Женщина как она есть
Следует отметить, что для создания произведения или серии художнику всегда была необходима конкретная мотивация: назначена дата персональной или групповой выставки, или некто — куратор или друг — должен был очень об этом попросить, чтобы художник, захотев «порадовать» куратора или приятеля, взялся бы за работу. В выставке «Женщина как она есть» сошлись все звезды: была назначена дата выставки и поступила личная просьба куратора галереи. Было запланировано показать семь полотен, поэтому закуплено семь одинаковых холстов, натянутых на подрамники. Однако выставку ожидали «мистические» преграды: накануне открытия практически каждую картину нужно было доделывать, потому что выставка не была готова по независящим от автора, но психологическим причинам. Решили: это будет специальный проект — художник будет доделывать работы на глазах у зрителя, включая и день открытия. Таким образом, получился типичный перформанс ВММ: и на открытии, и после открытия на протяжении всей выставки — художник в образе Бриджит Бардо, Аллы Пугачевой или Мэрилин Монро продолжал работать над созданием произведений. Выставка явила все «уровни готовности» полотен — от карандашной основы до законченного произведения. Основным персонажем серии и, следовательно, выставки стала «русская Монро» (одновременно и alter ego художника) и перипетии ее становления и жизни в российской глубинке: «Героиня, alter ego меня самое (художника-мужчины), проходит через самые страшные испытания. Как Геракл и Одиссей, так и моя героиня оказываются в жизненных и антижизненых ситуациях... На некоторых полотнах она будет сражаться с пространствами бесформенных пространств. Искусствоведы будущего будут ломать перья. Она Мать всех богов, и Золушка, и Принцесса, и Злая Фея, мама и дочка в одном лице. При этом — это не Мэрлин Монро, а чисто русский образ: сказывается обилие мучного, углеводов, совершенно определенная манера одеваться и общий ежеминутный героизм типичной русской женщины, завораживающей своей мощью. Но это все для простачка: это не Илиада и не Одиссея, а еще и художник. История, которая произошла с Дорианом Греем, ко мне неприменима, я пишу не собственный портрет, а занимаюсь собственно искусством!
Короче, моя героиня — это моя героиня — оставьте, пожалуйста, мое тяжелое вымя, которое присутствует на полотнах, мне самой!» (текст автора из пресс-релиза к выставке)
Чтобы акцентировать и усилить мотив тяжелой доли русской женщины и художника в одном лице, в тело выставки было включено видео «Встреча Штирлица с женой в кафе “Элефант”» (сделано и впервые показано в «Розовом блоке» ТВ-передачи Артемия Троицкого «Признаки жизни»), вызвавшее невероятный ажиотаж у зрителей. Художник, сыгравший одновременно и самого Штирлица, и его жену, превзошел оригинал: привычно утрируя образы героев и драматическую коллизию встречи, он перевел «встречу» в высокую трагедию двух разлученных обстоятельствами людей. Причем женский образ достиг в исполнении художника невероятной глубины, не только включив в себя тонкую пародию на известный эпизод сериала «Семнадцать мгновений весны», но и обнажив типичную жертвенную природу русской женщины. Таким образом, живописную серию «Женщина как она есть» следует воспринимать и интерпретировать вкупе с нашумевшим видео.