Помятай про газ
Проект «Помятай про газ» был заказан журналом «Артхроника» и опубликован в № 10 этого журнала (декабрь 2011 — январь — февраль 2012). Существует подробный и развернутый рассказ автора о подготовке проекта. Насколько можно судить, журнал заказал Владиславу Мамышеву-Монро три образа: Владимира Путина, Дмитрия Медведева и Юлии Тимошенко. Среди обоснований заказа, по мнению автора, доминировал здравый («политический») смысл: «Сагитировать аудиторию глянца на протестные действия против перегибов в политике действующего режима»:
«Первый герой наших съемок, то есть лицо для обложки журнала — это образ невинно сидящей в украинской тюрьме Юлии Володимировны Тимошенко…
Сперва мы подумали изобразить ее эдакой миледи, разоблаченной и окруженной перевозбужденными мушкетерами… но вскоре переключились на более нейтральную историю с тренингом по жестикуляции, подобно знаменитым фотопробам Гитлера как оратора, которые он сделал вскоре после выхода из тюрьмы в Веймарской республике.
Далее ждали не менее, а более напряженные съемочные дни…
Надо сказать, что Путиным быть было страшно.
Мы снимали в ресторане “Мясной клуб” на Кузнецком Мосту, а ведь там обедали люди. И какие! Которые по долгу службы не раз общались с моим прототипом. Обстановка порою складывалась нервозная... а поехать в более подходящее и по интерьеру, и по комфорту место... было нельзя из-за многомиллионных брильянтов и часов, которые мои герои меняли для каждого нового кадра, предоставленных “Меркури” для съемок. С нами все время тусовался караул этих брильянтов, который приехал на броневике и у которого был жесткий приказ от начальства не покидать пределов Садового кольца… Сходство было чудовищное. В этом постарался, конечно, и я, и весь съемочный коллектив, и особенно гример Лера, настоящий киношный профессионал. В итоге я, закаленный, казалось бы, в боях боец, шарахался от зеркала, когда, например, ходил там в туалет.
Мы говорим «Мясной клуб» — подразумеваем Кремль!
Снятые на телефоны портреты получились особенно достоверными. <…> Гримеры и стилисты пытаются за семь минут сделать из Путина Медведева. Конечно же, это невозможно. «Мясной клуб» уже забивался клиентами под завязочку к ланчу, и нам предстояло свернуть свои съемочные инициативы в течение следующих пятнадцати минут. То есть за четверть часа предстояло и перегримироваться, и переодеться, и полностью отсняться… А парик, например, оказался не вполне тот, и стричь его или менять уже не выходило по времени. Поэтому Медведев у меня не получился. Точнее, получился не Медведев, а какой-то гибрид между Берлускони и Кобзоном.
И в принципе это нормально, поскольку такая мелкая, слабая и тщедушная личность, как этот несчастный клоун Медведев, разумеется, недостоин точного воплощения и увековечивания...».
В интервью 2013 года для сайта «Афиша-город» ВММ более внятно и образно дал оценку собственным методам работы над образами, действующему руководителю и перспективам управляемой им страны:
Н.К.: Но ты переодевался в Путина! Расскажи, кстати, как ты работаешь? Про саму механику. Тебе кто-то помогает?
В.М.-М.: Я все делаю сам. И только в очень редких случаях — как, например, это было, когда журнал «Артхроника» просил меня сделать Путина, Тимошенко и Медведева, — мне помогали профессиональные визажисты. На моем лице умещается лицо кого бы то ни было в диапазоне между Монро и Гитлером, это максимальный разброс, возможный в XX веке. Если ты делаешь точный рисунок, не допускаешь никаких отклонений от оригинала, то в какой-то момент происходит странная химия какая-то. Это длится буквально несколько секунд — и только в этот момент надо фотографировать, — в тебя будто вселяется чужая душа. Например, когда я впервые переоделся в Путина, у меня было ощущение, будто я стал каким-то колоссальным тотемным опарышем, который сейчас лопнет от съеденного говна. При этом я не злодей, а санитар леса и должен как можно скорее сожрать нашу страну — умершую, великую Российскую империю, Советский Союз, чтобы поскорей началась новая жизнь.
Н.К.: Думаешь, все-таки сожрет он нас?
В.М.-М.: Да, и совсем скоро. Знаешь, на Бали, где я очень долго жил, очень много разных паразитов. Какие-то древесные жучки, термиты. И вот стоит в доме роскошный тиковый шкаф в стиле голландских мастеров. Ты им пользуешься каждый день, в нем у тебя висит одежда, но в какой-то момент ты дотрагиваешься — а он рассыпался. Его просто сожрали. Так и с нашей страной будет (Интервью Наталье Костровой. Сайт «Афиша-Город», 11 марта 2013 года).