2005

Барби

Серия с условным названием «Барби» никогда не показывалась целиком, только две работы однажды были включены в групповую выставку «Барбизона» (2005, галерея RuArts, Москва).

Образ старой и опустившейся Барби типологически связан с образом Мэрилин Монро и продолжает его жертвенную трактовку. Обе героини, по версии художника, явились жертвами общественных стереотипов, навязывавших обеим роли или исключительно сексуальных объектов, или объектов для удовольствия, в то время как для художника обе являются носителями пресловутого «сигнала Монро», о котором он неоднократно писал в своих текстах. Как и в случае с Монро, здесь автор намеренно разрушает навязанный обществом стереотип: его Барби — существо страдающее, разрушенное последствиями пристального интереса со стороны потребителя.

В основе серии «Барби» — документация перформанса, точнее, костюмированного выхода на одну из многочисленных вечеринок, которые всегда являлись для Мамышева-Монро поводом для очередного перевоплощения: «… я заехала за Владиком, чтобы вместе отправиться на Хеллоуин. Владик был еще совсем не наряжен, и в наличии были только заготовки парика, бюста и бедер из папье-маше для образа Барби. Пять часов вместе с Владикиным помощником мы обматывали его скотчем и заливали розовой краской из пульверизатора. Несмотря на долгие приготовления, мы все же успели в ту ночь посетить три клуба, передвигаясь по городу в основном пешком из-за чудовищных пробок. Неутомимый Владик успел еще и утром сделать съемку на детской площадке рядом со своим домом на Арбате. Только проснувшись на следующий день, я вдруг осознала, что провела всю предыдущую ночь, шатаясь по городу с «голым» Владиком» (Елизавета Березовская. Братья по разуму // Владислав Мамышев-Монро в воспоминаниях современников. М., 2016. С. 33).

Совершенно очевидно, что художник предполагал дальнейшую трансформацию образа, характеристику которого собирался усиливать и выявлять посредством последующей обработки — раскраски и расцарапки исходных фотографий. Один из незаконченных вариантов этой трансформации — расцарапка «Барби с собачкой в зубах» (2010-е). Здесь в присущей ему саркастической манере художник усиливает противоречие между ангельской природой образа и кровожадностью, приобретенной Барби в результате непростой жизни.

Облако серии