2001
Любовь Орлова
Галерея Гельмана, Киев

Множество перевоплощений в исторические и мифологические образы человечества обоих полов неумолимо вело меня в творчестве к некой идеальной маске, гармонизирующей в себе проблемы сексуальной идентификации, времени (юность – старость), психологические (мать – сын), социальные (царица – служанка), эстетические (красавица – чудовище) и т.д. Перепробовав более десятка культовых образов от Гитлера и Монро до Христа и Будды, я внезапно обнаружил такую идеальную маску на исторических просторах своей любимой Родины.
Любовь Орлова, начавшая карьеру советской кинозвезды # 1 в 42 года и гордо пронесшая титул главной любимицы народа до самой смерти, открылась с этой чудесной стороны. В крови Орловой смешалась кровь 47 царственных домов, 10 православных святых, в том числе двух, приравненных к лику равноапостольных. Она стала лучшей исполнительницей ролей ткачих и домработниц. Сила воли и упорное стремление к совершенству позволили Орловой в самые мрачные времена, вопреки своему социальному происхождению, засиять самым ярким воплощением запредельного утонченного счастья советской эпохи.
В последние месяцы жизни, уже в больнице, перерыв весь мировой драматургический материал, Любовь Петровна выбрала к своей следующей постановке пьесу румынского автора Аурэла Баранчи "Травести" (или "Маска"). Ее героиня – театральная прима, в первом акте предстает в возрасте сорока лет, во втором ей уже за восемьдесят, а в перспективе – она и вовсе бессмертна. Смерть Орловой оборвала эти планы неувядающей актрисы, и в гроб она положила плохую копию Любочки, как бы из мести за то, что та так долго ускользала от ее зловещего оскала.
Я попытался представить себе, как бы выглядела Л. Орлова сейчас, не умри она в 74-м – и это последняя фотография на экспозиции. Прочие прослеживают разные периоды жизни кинозвезды в моем исполнении от 30 -х до 70-х годов. Почти все постановки выполнены в жанре репортажных или случайных снимков, призывая зрителя проникнуться закулисной стороной жизни знаменитой и загадочной личности.
Автор крайне признателен Галерее М. Гельмана за саму возможность осуществления этого замысла и всех талантливых участников состоявшегося успеха: фотографов Н. Щербатова, Е. Сорокина, Н. Королеву, А. Муштовинского, Н. Жирновскую. Огромное спасибо за помощь и поддержку Кате Филипповой, Ларисе Генцлер, Т. Новикову, М. Алби, В. Кацубе и Ю. Виноградову, Е. Селиной, М. Розанову, Ю. Шабельникову и Британскому Совету.
(В. Мамышев-Монро, текст к выставке)