ПТВ / Пиратское Телевидение
К созданию независимой телекомпании «Пиратское телевидение» (1990–1992) имели непосредственное отношение Тимур Новиков, Юрис Лесник, Владислав Мамышев-Монро и Георгий Гурьянов. Этот проект относится к петербургскому периоду творчества художника. Первые съемки ПТВ начались в знаменитом сквоте на Фонтанке, 145, где располагался знаменитый «Мужской клуб» (созданный Тимуром Новиковым), затем продолжились в мастерской на набережной реки Мойки, 22, куда Владик Мамышев и Юрис Лесник, обладавший фотокамерой и снимавший все сюжеты, затем переместились. Сначала предполагалось (и эта идея была поддержана Артемием Троицким), что ПТВ как некое независимое телевидение будет врываться — сквозь помехи — в «Программу А», которую вел Артемий. Авторы даже съездили в Москву на переговоры, но не нашли понимания с представителями официального телевидения и решили делать ПТВ самостоятельно. Этот факт позволил «Пиратскому телевидению» стать по-настоящему независимым и экспериментальным.
Может, нескромно говорить, но это именно я придумал само название «Пиратское телевидение». Бытовала идея фикс, что надо внедриться…
Нас пыталось эксплуатировать официальное телевидение — Дуня Смирнова, у которой была программа «Крыша» в Питере, Сергей Шолохов с программами «Пятое колесо» и «Тихий дом», который был большой друг Тимура и Курехина. Мы сталкивались каждый раз с сотрудниками обычного советского телевидения и чувствовали бездну, которая пролегала между нами и обществом, которое мы не принимали. Мы же были андерграундом, а все эти структуры, которые подчинялись советской власти, — хоть самые продвинутые, все равно были совки в нашем понимании. Сталкиваясь с какой-нибудь программой «До 16 и старше…» или Владимиром Молчановым, ты понимал, что это вчерашний день. Так и возникла идея сделать «Пиратское телевидение», будто вдруг технические возможности позволяют врываться в эфир и показывать наши дурацкие программы зрителю, чтоб его выворачивало. Было понятно, что технически такое осуществить невозможно, но нашему другу и большому поклоннику всего движения Артемию Троицкому, который активно сотрудничал с официальным телевидением, идея понравилась, он согласился. На похоронах Цоя как раз с ним обсуждали, как можно было бы сделать, чтобы внутри «Программы А» через помехи как будто врывается «Пиратское телевидение».
Мы приехали в Москву, пообщались с людьми с телевидения — редакторами, режиссерами — и поняли, что общаться с ними невозможно. У нас разные представления о юморе, разные представления о допустимости и недопустимости каких-то выражений. У нас был богатый психоделический опыт, который у этих людей вообще отсутствовал, с ними работать было неинтересно.
(Из интервью Александру Шейну для фильма «Тимур Новиков. Ноль-объект», 2013)
Так как основные авторы жили в одной мастерской, работа над созданием программ происходила круглосуточно. «Я писал сценарии всех фильмов и программ ПТВ и исполнял практически все роли. Съемки, как правило, происходили при постоянном стечении гостей в нашей мастерской, или же на улице, в общественном пространстве». По сути, ПТВ было экспериментальным видеожурналом «быстрого реагирования», потому что освещало все значимые события в городе, — будь то выставки, вечеринки или rave-parties, — а также включало обзор событий в стране. Так, например, 20 августа 1991 года во время путча был сделан короткий фильм о победе над «гидрой ГКЧП», которую играл Владик, а роли «античепистов» исполняли Тимур Новиков, Георгий Гурьянов, Андрей Хлобыстин, Сергей Бугаев-Африка и Мамышев-Монро. Остро сатирические программы и короткие фильмы, созданные на ПТВ, стали значительным вкладом в историю отечественного видеоарта и послужили прекрасной возможностью персонально для Владика Мамышева-Монро расширить диапазон создаваемых им образов.